В июле 2019 года Владимир Путин заявил, что от ветряков страдают птицы и черви. Его слова прозвучали на II Глобальном саммите по производству и индустриализации в Екатеринбурге с жалобой на то, что «они так трясутся, что червяки вылезают из земли». Между тем, безжалостные к своим червям китайцы, за счет возобновляемых источников энергии впервые обогнали угольную электрогенерацию.
Таким образом, «дружественный» России Китай сейчас является мировым лидером по использованию энергии ветра и солнца, а его строящихся мощностей в два раза больше, чем во всем остальном мире вместе взятом. Страна находится на пути к достижению установленной ветровой и солнечной мощности в 1 200 гигаватт (ГВт) к концу 2024 года, что на шесть лет опережает, поставленную властями КНР.
Соответственно, ландшафт Китая меняется в масштабах, которые трудно постичь посторонним: проекты в области возобновляемых источников энергии охватывают обширные территории, заставляя также менять транспортную инфраструктуру.
Например, снижается необходимость в импорте энергетических углей для электростанций, что в свою очередь влияет на мировую ставку фрахта крупнотоннажных судов.
И это не пустые слова.
Согласно последним данным Национального энергетического управления страны (NEA), по состоянию на июнь этого года впервые в истории ветровая и солнечная энергетика в совокупности превзошли уголь по мощности.
Представленный от Rystad Energy анализ прогнозирует, что к 2026 году только солнечная энергия превзойдет уголь в качестве основного источника энергии в Китае, а совокупная мощность превысит 1,38 тераватт (ТВт), что на 150 ГВт больше, чем у угля.
Подобных показателей будет возможно достичь потому, что с 2020 года ежегодный объем установок, вырабатывающих энергию ветра и солнца, стабильно превышает 100 ГВт, что в три-четыре раза превосходит прирост мощностей для использования угля.
И тем «зеленой» энергетики только набирает обороты: в прошлом году Китай установил рекорд, запустив в эксплуатацию на 293 ГВт ветряных и солнечных установок, против 40 ГВт угольной энергии.
По оценкам Rysted, в первой половине 2024 года эта цифра упала до 8 ГВт.
Учитывая быстро меняющийся в последнее время энергетический сектор Китая, Сlass society DNV прогнозирует, что к середине столетия Китайская Народная Республика изменит свою энергетическую структуру с 30% возобновляемых источников энергии на сегодняшний день до 88% к середине столетия.
DNV прогнозирует, что промышленность КНР сократит ежегодные выбросы на 8 гигатонн в период с сегодняшнего дня до 2050 года, что в три раза превышает сокращение выбросов в Европе.
Неслучайно, в недавнем отчете морского общества BIMCO звучат предупреждения, что отгрузки угля в Китай могут замедлиться или даже сократиться со второй половины 2024 года на фоне снижения спроса и достаточного предложения, тем более что производство электроэнергии из угля сократилось в годовом исчислении в мае и июне на фоне активного использования возобновляемых источников энергии.
Судовладельцы не могут отмахнуться и от того факта, что «ожидается значительный потенциальный рост торговли между Монголией и Китаем в связи с началом строительства железнодорожной сети между двумя странами в 2023 году и продолжающимся строительством двух дополнительных железнодорожных сетей».
На это указывается в недавнем отчете британских консультантов по морским перевозкам Drewry.
«Расширение сухопутной торговли с Монголией и незначительный рост импорта из Австралии снизят спрос на морские перевозки, при том, что импорт коксующегося угля в Китай из Монголии стремительно растет».
Так, в 2023 году добыча коксующегося угля в Монголии более чем удвоилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом более 90% продукции направлялось в Китай.
Кроме того, по данным Drewry, морской импорт Китаем коксующегося угля из приграничной России растет, и в 2022 и 2023 годах он увеличился на 97% и 24% соответственно.
Импорт Китая из Австралии оставался “слабым” после даже после отмены запрета, введенного правительством КНР по политическим мотивам.
В целом, по оценкам экспертов Drewry, на каждую тонну угля, поставляемого из Австралии и России, спрос на тонно-милю может сократиться на 62%., что знаменует собой стратегический сдвиг Китая в сторону импорта угля железнодорожным транспортом из Монголии и России.
«Новые железнодорожные сети и крупные инвестиции Китая в Монголию свидетельствуют о решительном отказе от морской торговли, что резко снижает спрос на дальнемагистральные перевозки. Поскольку китайские сталелитейные заводы сталкиваются с низкой рентабельностью и слабым внутренним спросом, предпочтение более близких и экономически эффективных источников будет продолжать влиять на динамику торговли», — отмечают аналитики «Дрюри».
Таким образом, по состоянию на август 2024 года, в КНР прослеживается две тенденции: рост энергетики за счет возобновляемых источников и отказ от импорта «морского» угля в пользу «сухопутного» из Монголии и России.