В то время как Европейский союз в значительной степени прекратил потребление российского трубопроводного газа, он продолжает импортировать или переваливать большие объемы российского СПГ. Среди главных бенефициаров – компания «Новатэк», у которой ЕС закупает почти весь ее сниженный газ.
Так, согласно анализу AIS и торговых данных немецкой неправительственной организации Urgewald, шесть европейских портов — доминирующий лидер Зебрюгге, а также Монтуар, Дюнкерк, Бильбао, Мугардос и Роттердам — обрабатывают грузы СПГ с Ямала.
Кроме того, операторы терминалов в Зебрюгге и Монтуаре обеспечивают перевалку СПГ со специализированных ледокольных судов «Ямала» на газовозы не ледового класса для транспортировки клиентам в Турции, Китае и Тайване что вдвое сокращает тонно-милю использования уникальных и дорогостоящих судов «Новатэка», освобождая их для выполнения задачи, которую могут выполнять только они: перевозки российского СПГ по арктическим водам.
По данным Urgewald, с начала СВО Владимира Путина в Украине, «Ямал» отгрузил 34 миллиона тонн СПГ в порты ЕС, при этом около 20 процентов от общего объема перевалено для дальнейшей доставки за пределы ЕС. Согласно данным Kpler и исследовательской группы IEEFA, этот объем включает около 1,8 миллиона тонн в месяц с Ямала.
Всего, по данным Европейской комиссии, в прошлом году на российский СПГ (практически весь с Ямала) приходилось около семи процентов поставок газа в Евросоюз.
Соответственно, раздаются голоса о запрете импорта СПГ из России в ЕС.
— Федеральное правительство Германии должно обеспечить, чтобы ЕС полностью запретил импорт российского СПГ и ввел санкции против судов, заходящих в российские порты сжиженного природного газа. В результате экспорт Ямала практически прекратился бы, потому что у «Новатэка» просто нет альтернатив, — считает сотрудник Urgewald Себастьян Реттерс.
— Новых танкеров класса Arc7 не предвидится из-за санкций США. ЕС должен, наконец, использовать этот эффективный рычаг», — уверен он.
В свою очередь, чиновники ЕС рассматривают возможность блокировки импорта российского СПГ.
Нынешний план предоставит каждому государству-члену ЕС возможность продолжать импорт российского СПГ или заблокировать его, в зависимости от обстоятельств.
Например, Испания, крупный импортер российского СПГ, выразила обеспокоенность тем, что совокупность национальных санкций может просто переместить грузы из одной страны ЕС в более мягкую соседнюю страну.
Бельгийское правительство также предполагает, что эта мера может оказаться недостаточно жесткой для расторжения 20-летнего контракта, который регулирует отношения по перевалке между терминалом в Зебрюгге и «Новатэком», сообщает High North News.
Таким образом, в ближайшее время блокировки поставок российского СПГ в ЕС не предвидится, но тенденция на запрет может сохраниться и даже усилиться.