По данным базирующегося в Афинах судового брокера Xclusive, стоимость строительства нового VLCC сейчас примерно на 50 процентов выше, чем в 2020 году. Причины высокого спроса носят геополитический характер.
Так, Россия, лишившись премиального европейского нефтяного рынка, перенаправила свои энергетические поток в Индию и Китай, изменив традиционный маршрут поставок.
С учетом того, что экспортировать нефть в Индию значительно затратнее, чем в Нидерланды, возникла потребность в крупном тоннаже.
Соответственно, рынок строительства супертанкеров начал переживать бум.
Проблема усугубляется тем, что по мере роста спроса на тонно-милю, размер танкерного флота остается примерно неизменным.
Из-за недостатка заказов в последние годы в 2024 году будут поставлены только два танкера VLCC, а в следующем году — всего несколько, что можно считать небольшой долей от типичного объема поставок.
В этих обстоятельствах, не приходится удивляться, когда восьмилетний VLCC, как сообщается, продается дороже, чем он стоил, когда был новым в 2016 году.
«В секторе VLCC суда пятилетней давности оценивались примерно в 70 миллионов долларов [четыре года назад], в то время как в настоящее время они стоили бы чуть меньше 110 миллионов долларов. За тот же период цены как на 10, так и на 15-летнюю продукцию выросли примерно на 67 процентов», — сообщает Xclusiv.
Резкий рост стоимости крупнотоннажных танкеров является хорошим предзнаменованием для азиатских верфей.
По словам директора по танкерному бизнесу DNV Кэтрин Вестеренг, ведущие китайские, корейские и японские верфи, уже получившие заказы на контейнеровозы и перевозчики сжиженного природного газа, смогли потребовать выгодных условий.
«Цены на новострои драматически выросли с конца 2020 года примерно вдвое», сообщает Xclusiv.
Но заказчиков это не смущает.
Сообщается, что Trafigura только что заказала свой первый собственный VLCC, и, как знак времени, она работает с менее известной китайской верфью.
Компания DHT также объявила, что заказала четыре VLCC у южнокорейских производителей с опциями еще на четыре. Руководство готово платить в среднем по 129 миллионов долларов за каждый корпус.
Даже при таких высоких ценах инвестиции открывают долгосрочные возможности для судовладельцев. Портфель заказов составляет всего три процента от флота VLCC, и треть флота стареет.
По данным DNV, примерно 30 процентам всех VLCC и Suezmaxes сейчас не менее 15 лет.
Поскольку фрахтователям «голубых фишек» нужен новый тоннаж, а найти его практически невозможно, судовладельцы, которые заказывают сейчас с поставкой в 2027 году, могут обнаружить, что их новострои пользуются спросом.