Сомнительно, чтобы обращения британских властей к судовым брокерам отказаться от выгодных сделок по купле продаже танкерного тоннажа для пополнения российского теневого флота, найдет понимание у бизнеса. И хотя «любое несоблюдение санкций Великобритании является серьезным правонарушением и карается крупными финансовыми штрафами или уголовным преследованием», найдутся схемы вполне легального обхода этих санкций.
Неслучайно, поэтому, что после введения ограничений на торговлю российской нефтью многие Западные танкерные брокеры добились прибыльных результатов, создав теневой флот из 750 старых подержанных танкеров, обслуживающих российский нефтяной экспорт.
Многие из этих сделок были заключены через лондонские брокерские конторы, которых Министерство бизнеса и торговли Великобритании призывает отказаться от прибыли, связанной с бизнесом, связанным с Россией, напоминая им, что санкции Запада в отношении российской нефти включают запрет на перевозку грузов стоимостью более 60 долларов за баррель. Поскольку большинство грузов в настоящее время продаются по цене, превышающей этот лимит, а власти США и Великобритании начали вводить запрет, западные владельцы танкеров и страховщики отказываются от торговли российской нефтью.
Это побудило новую плеяду операторов, обслуживающих Россию, наращивать свой собственный флот, незаметно скупая подержанный западный тоннаж, как правило, используя непрозрачные структуры собственности в разрешительных третьих странах.
Министерство напоминает, что танкеры являются «товаром с ограниченным оборотом» в соответствии с санкциями в отношении России, и, что брокерам не разрешается осуществлять такие сделки, даже если продажа осуществляется через посредника или третью страну.
К известным факторам риска, на которые рекомендуется обращать внимание, относятся:
— Высокие цены на старые суда
— Необычная страна владения или страна владения, связанная с существующим «теневым флотом»
— Неопределенная или поддельная документация
— Неясные, сложные структуры владения
— Связи покупателя с запрещенными товарами, российскими интересами или бизнес-партнерами, на которых распространяются санкции
— Необычные или непрозрачные способы оплаты
— Скрытность покупателя или отсутствие прозрачности в процессе проверки
— Торговые схемы и пункты назначения с высокой степенью риска, включая порты, прилегающие к странам, на которые распространяются санкции, рейсы, выходящие за рамки обычных торговых схем, или страны, которые, как известно, допускают нарушения санкций
«Участникам отрасли рекомендуется заключать сделки только в тех случаях, когда они уверены, что процесс перекрестной проверки этих показателей риска дает уверенность в том, что пороговые значения соответствия соблюдены», — предупреждают британские чиновники.
Едва ли, приведенные основания основания достаточные, чтобы британские судовые брокеры сворачивали весьма прибыльный бизнес, так как ни их месте немедленно окажутся конкуренты из других стран.