Бюро «Инфотекст» в партнерстве с Onflot Group довольно продолжительное время пытается привлечь внимание российских бизнесменов и их коллег из СНГ к перспективам развития внешней торговли с Грузией. В частности, для российских предпринимателей средней руки было разработано и находит широкий спрос специальное Приложение «Челнок – Бизнес», получившее популярность также в семьях и у родственников моряков дальнего плавания.
Возрастание интереса к Грузии также среди крупных бизнесменов объясняется неуклонным совершенствованием логистической инфраструктуры этой жемчужины Закавказья.
Действующие грузинские порты Батуми и Поти являются воротами в большой мир, обеспечивающий бесперебойный приток товаров.
Кроме того, правительство Грузии получило новый импульс для продолжения строительства весьма амбициозного проекта глубоководного морского порта Анаклия.
Поводом к тому стала неоспоримая победа в судебном разбирательстве с предыдущим консорциумом, контракт с которым правительство Грузии благополучно расторгло.
Таким образом, международный арбитражный суд (ICA) в настоящее время урегулировал спор вокруг проекта «Анаклия» после вынесения решения против консорциума развития Анаклии (ADC), контракт с которым был расторгнут в 2020 году из-за задержек и предполагаемого невыполнения условий положений контракта.
Уместно напомнить, что ADC, консорциум, состоящий из грузинской компании TBC Holding, голландской фирмы Van Oord, азиатской британской Wondernet Express, болгарской G-Star и американской Conti International, подал в суд на правительство Грузии, требуя компенсации в размере 1,5 миллиарда долларов. Консорциум, получивший контракт в 2016 году, утверждал, что инвестировал в проект почти 80 миллионов долларов и что правительство Грузии допустило нарушение закона, расторгнув контракт.
Теперь, когда дело выиграно, правительство Грузии сосредоточено на реализации проекта с новыми китайскими партнерами, привлеченными к участию в проекте в конце мая 2024 года.
Застрельщиком выступила могущественная China Communications Construction Company (CCCC), ставшая лидером в реализации проекта в черноморском порту Анаклия.
Соответственно, китайскому консорциуму была предоставлена 49-процентная доля в проекте, что имеет большое значение для логистической активности КНР, в рамках реализации Среднего коридора.
После завершения строительства глубоководного порта в Анаклии, он станет Западной конечной станцией для Middle Corridor — железнодорожного торгового маршрута между Китаем и Европой.
Легко предположить, что в итоге, у Грузии появятся значительные возможности в связи с широкомасштабными санкциями против России, особенно с учетом того, что грузинская государственная компания «Глубоководный морской порт Анаклия» будет контролировать 51-процентную долю в проекте.
И напротив, обиженная ADC опубликовала заявление, в котором выразила “разочарование” решением ICA и заявила, что правительство Грузии действовало незаконно, расторгнув контракт.
“ADC считает, что правительство Грузии должно было быть в равной степени привержено делу содействия реализации проекта на благо своих граждан, а не подрывать наши коллективные усилия по достижению успеха”, — подчеркивается в заявлении компании.
С другой стороны, заявления против решения суда мало, что значат.