При обсуждении темы перехода мировой судоходной отрасли на «зеленую» энергетику, часто упускаются конкретные подробности. За общими рассуждениями не стоят зримые примеры ожидаемого будущего. Этот пробел восполнили эксперты Международной палата судоходства (ICS), указав в своем отчете, что к 2050 году ожидается, что сектор тяжелой промышленности будет доминировать в мировом спросе на водород, а Южная Корея, Япония и Европа станут первыми рынками сбыта водорода.
И сообщаются, что «для удовлетворения глобального спроса на экологически чистый водород в объеме всего 30 миллионов тонн в год миру потребуется до 411 новых судов для транспортировки водорода, что эквивалентно ежегодному производству электроэнергии в Южной и Центральной Америке вместе взятых.
Сам отчет, озаглавленный “Превращение спроса на водород в реальность: какие отрасли стоят на первом месте?”, заслуживает самого внимательного изучения.
В нем основное внимание уделяется потенциалу использования чистого водорода в качестве энергоносителя и сырья для обезуглероживания многих отраслей, особенно, связанных с трудноизвлекаемыми полезными ископаемыми.
Отчет, подготовленный в сотрудничестве с профессором Стефаном Ульрайхом, профессором экономики энергетики Университета прикладных наук Бибераха, и ICS, направлен на то, чтобы лучше оценить будущую динамику спроса и предложения на новые виды топлива с нулевым уровнем выбросов, которые промышленные отрасли, включая судоходство, будут использовать в ближайшие десятилетия.
Гай Платтен, генеральный секретарь Международной палаты судоходства, утверждаем, что «для того, чтобы удовлетворить мировой спрос на водород к 2050 году, объем источников топлива на основе водорода должен увеличиться в пять раз по сравнению с текущим уровнем и достичь примерно 500 миллионов тонн в период с 2030 по 2050 годы».
Эксперты также уверены, что промышленность будет доминировать в спросе на водород, и морские перевозки могут сыграть ключевую роль в развитии водородной экономики.
В отчете прямо называются три страны в качестве основных рынков, которые изначально будут стимулировать спрос на водород, – Южная Корея, Япония и ЕС.
К 2030 году в Европе планируется производить 20 миллионов тонн водорода в год, причем половина этого объема будет поступать из импортных источников. Чтобы удовлетворить этот ожидаемый спрос ЕС, к 2030 году флот судов, специализирующихся на перевозке водорода, должен будет увеличиться до 300 единиц.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), ожидается, что использование водорода останется неизменным и в рамках существующих вариантов промышленного использования до 2030 года. Однако, чтобы выйти за пределы текущего спроса на водород в существующих секторах, необходимо устранить барьеры в инфраструктуре, стимулирующем регулировании и доступе к электроэнергии, чтобы новые сектора могли начать использовать водород, говорится в отчете.
Платтен добавляет: “Нормативная определенность имеет жизненно важное значение, и правительства являются ключом к раскрытию возможностей для первых пользователей, отдавая приоритет стимулированию спроса, а не поддержке предложения, чтобы стимулировать заключение соглашений о внедрении. Несомненно одно: готовность портов и развитие инфраструктуры к устранению барьеров для использования морских ресурсов будут иметь решающее значение. Это позволит как морскому, так и другим секторам двигаться вперед, повышая энергетическую безопасность и диверсифицируя деятельность. Это уникальная возможность преобразовать всю цепочку создания стоимости в сфере энергетики и морского транспорта”.
Стефан Ульрайх добавляет: “Ключом к реализации будущей водородной экономики является инфраструктура для производства, а также транспортная инфраструктура. Морская отрасль будет играть ключевую роль, связывая регионы с избытком водорода с районами с высоким уровнем потребления. Однако для этого необходима портовая инфраструктура для погрузки/разгрузки и транспортировки по трубопроводу от порта к потребителям. Скоординированные действия в наибольшей степени помогли бы в этом. Мы видим, что ежегодный спрос на водород будет означать увеличение флота для транспортировки водорода морским транспортом. Чтобы справиться с глобальным увеличением объема продаж водорода на 30 миллионов тонн по всему миру, нам может потребоваться до 411 новых судов, перевозящих водород (на большие расстояния), или до 500 судов, перевозящих аммиак”.
Легко предположить, для выполнения поставленной задачи по декарбонизации, будут строиться и эксплуатироваться суда, как на водороде, так и на аммиаке.
Автор: 