В настоящее время, некоторые банки, занятые в морской индустрии, сосредотачиваются на строительстве новых судов, часто по экологическим соображениям.
Между тем, судовладельцы, когда у них появляются свободные деньги, обычно предпочитают сначала погасить долг, обеспеченный самыми старыми судами, долг, как правило, самый дорогой, что разумно с точки зрения безубыточности эксплуатации.
Особенно с учетом того, что долг в настоящее время является дорогостоящим, поскольку базовые ставки высоки, позволяет легко оправдать это.
Для банков важно, что в настоящее время доходы от Handysize до Capesize находятся на уровне «от хорошего к хорошему», хотя Capesizes являются крупнейшим положительным показателем в группе.
Интерес к этим судам возобновился со стороны китайских сталелитейных компаний, чьи запасы железной руды достигли минимумов, невиданных за последние несколько лет.
Для судов меньшего тоннажа атаки хуситов в Красном море оказали незначительное влияние, поскольку основной движущей силой здесь стало возрождение спроса по всему Тихому океану.
В целом, привлекательность новых судов, особенно новостроек, продолжает повышаться.
Китайские арендодатели продолжают совершенствовать свои предложения и разъясняют различия между собой и европейскими кредиторами. Предлагаемые коммерческие условия, как правило, превосходят их не только по марже, соотношению кредита к стоимости и другим коммерческим параметрам, но и по времени отклика и готовности вести бизнес, что делает их приятным контрагентом.
С другой стороны, старые суда, стремящиеся снизить кредитное плечо, также получают медленное снижение процентных расходов.
Европейские банки становятся все более уверенными в способности судов быстро возвращать финансирование, и это делает сектор гораздо более привлекательным как для менеджеров по взаимоотношениям с клиентами, так и для кредитных комитетов, что демонстрирует значительное улучшение по сравнению с концом лета 2023 года, когда банкиры сообщали, что финансирование наливных перевозок будет затруднено практически в любой ситуации.
Сохраняющиеся высокие доходы, особенно танкеров Aframax и LR2, по-прежнему вселяют в финансистов уверенность в том, что сегодняшняя высокая справедливая рыночная стоимость хорошо компенсируется способностью этих судов генерировать денежные средства. Однако самые долгосрочные чартеры на 3 года и более с трудом обеспечивают ставки, достаточные для обеспечения высокого кредитного плеча на более молодых судах; как для судовладельцев, так и для финансистов очевидно, что в ближайшем будущем больше всего денег можно будет заработать на спотовом рынке.
На этом фоне, российские нефтяные компании сталкиваются со значительными задержками в получении платежей за поставки сырой нефти и топлива.
Причина?
Повышенный контроль со стороны банков Китая, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в ответ на угрозу получения вторичных санкций США.
Задержки платежей на срок до нескольких месяцев влияют на поток доходов в Россию.
По данным восьми банковских и торговых источников, несколько банков в Китае, ОАЭ и Турции в последние недели ужесточили свои требования по соблюдению санкций, что привело к задержкам или даже отказу в денежных переводах в Москву.
Банки, опасающиеся вторичных санкций США, начали просить своих клиентов предоставить письменные гарантии того, что ни одно физическое или юридическое лицо из списка SDN (Special Designated Nationals) США не участвует в сделке или не является получателем платежа.
При этом, источники попросили не оглашать их имен из-за деликатности вопроса и потому, что им не разрешается общаться со СМИ.
Известно, однако, что в ОАЭ First Abu Dhabi Bank (FAB) и Dubai Islamic Bank (DIB) заблокировали несколько счетов, связанных с торговлей российскими товарами, сообщили два источника.
ОАЭ Mashreq bank, турецкие Ziraat и VakıfBank, а также китайские банки ICBC и Bank of China по-прежнему обрабатывают платежи, но на прохождение платежей уходят недели или месяцы, сообщили четыре источника.
Mashreq отказался от комментариев.
Банки ОАЭ FAB и DIB, турецкие Ziraat и VakıfBank, китайские ICBC и Bank of China не ответили на запросы о комментариях.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков также подтвердил, что существуют проблемы с платежами, когда его спросили о сообщениях о том, что банки в Китае замедлили платежи.
— Конечно, беспрецедентное давление со стороны Соединенных Штатов и Европейского Союза на Китайскую Народную Республику продолжается, — отметил он в ходе ежедневной телефонной конференции с журналистами, что «создает определенные проблемы, но не может стать препятствием для дальнейшего развития наших торгово-экономических отношений с Китаем».
Запад ввел множество санкций против России с началом СВО Владимира Путина в Украине.
Сейчас, торговля российской нефтью не является незаконной до тех пор, пока она продается ниже установленного Западом предельного уровня цен в 60 долларов за баррель, однако эксперт российской нефти и платежи за нее ухудшились, начиная с декабря прошлого года.
Причиной тому стало распоряжение Министерства финансов США, опубликованное 22 декабря 2023 года, в котором предупреждалось, что оно может применить санкции за уклонение от российского ограничения цен к иностранным банкам, и призывало их усилить соблюдение требований.
Следуя предостережениям США, банки Китая, ОАЭ и Турции, работающие с Россией, увеличили проверки, начали запрашивать дополнительную документацию и обучили больше персонала, чтобы убедиться, что сделки соответствуют предельным ценам, сообщили торговые источники.
Дополнительные документы также могут включать сведения о владельцах всех компаний, участвующих в сделке, и персональные данные физических лиц, контролирующих эти организации, чтобы банки могли проверить наличие каких-либо данных в списке SDN.
По сумме причин, в конце февраля 2024 года банкам ОАЭ пришлось усилить контроль за платежами, поскольку их попросили предоставить данные банкам-корреспондентам США и Казначейству США, если у них есть транзакции, которые отправляются в Китай от имени российской организации.
«Это означало задержки в обработке платежей в Россию», — пояснил один из источников.
По его информации, один платеж был задержан на два месяца, в то время как другой сказал, что задержки составили две-три недели.
«Это стало сложно, и даже не для транзакций в долларах. Иногда для выполнения прямой транзакции между юанем и рублем требуются недели», — общая жалоба трейдеров.
С наступлением летнего сезона, едва ли стоит ожидать, что ситуация улучшится.