08.11.2025

Поисковые системы продолжают добивать, почившую в бозе журналистику

Исследовательская компания Gartner прогнозирует, что к 2026 году трафик в Интернете от поисковых систем упадет на 25% из-за возросшей зависимости от искусственного интеллекта в целом.

В минувший вторник Google объявил, что внедряет в Соединенных Штатах ответы на онлайн-запросы, генерируемые с помощью искусственного интеллекта, что является одним из крупнейших изменений в его ведущей поисковой системе за последние 25 лет.

С учетом того, что изменения вскоре распространятся на другие страны, снизится важность ссылок и веб-страниц для более чем миллиарда человек.

Соответственно, блогеры, новостные агентства и другие компании, которым выгодно, чтобы люди переходили по их ссылкам через результаты поиска Google, могут обнаружить, что их аудитория сокращается.

Зато пользователи ПС могут будут удовлетворены тем, что предлагает «Обзор искусственного интеллекта».

Рекламные объявления с искусственным интеллектом, созданные с помощью технологии Google Gemini, будут содержать краткое изложение того, что было найдено в Интернете, и лишь несколько ссылок на онлайн-источники, предоставившие информацию.

— Это наверняка окажет негативное влияние на бренды и издателей, которые полагаются на обычный поисковый трафик», — прокомментировал такой сценарий генеральный директор Marketing AI Institute Пол Ретцер.

«Мы просто понятия не имеем, насколько сильно, и мы действительно не знаем, что вы можете с этим поделать».

Ретцер отметил, что Google не предоставил много информации о том, как изменения могут повлиять на рекламодателей или издателей, и, по сути, попросил их поверить.

— Это просто будет грандиозный эксперимент, проводимый в режиме реального времени, который так или иначе повлияет на бизнес людей, в зависимости от того, как все обернется, — пояснил Ретцер агентству AFP.

— На данный момент у маркетологов и издателей нет другого выбора, кроме как продолжать делать то, что они делают, и разнообразить свои публикации в Интернете, чтобы их заметили не только в поисковых системах Google, — добавил он.

Между тем, онлайн-аудитория уже разделилась, поскольку люди проводят время в TikTok, YouTube, Instagram и других местах, поэтому существуют возможности для общения с людьми там.

Зная о негативной реакции издателей и создателей контента, руководители Google во вторник настаивали на том, что новая формула будет стимулировать пользователей переходить на более широкий спектр веб-сайтов, а не наоборот.

— Мы стремимся обеспечить динамичную экосистему, — пообещала Хема Будараджу, директор по поиску Google, на круглом столе для прессы.

В новой версии «сайты получают больше трафика», чем раньше, подчеркнула она.

В свою очередь, Ретцер завил, что новостные агентства и другие создатели МЕДИА, богатые свежей информацией, могут заключить сделки с Google, чтобы заработать деньги на лицензировании данных, используемых в моделях искусственного интеллекта.

— Есть шанс, что ИИ странным образом спасает журналистику, потому что этим компаниям, создающим модели ИИ, нужны данные в реальном времени, — отметил Ретцер.

«Что, если эти компании, работающие с ИИ, финансируют журналистику просто потому, что они в ней нуждаются?»

Профессор высшей школы журналистики CUNY Джефф Джарвис (Jeff Jarvis) не винит Google в попытках улучшить онлайн-поиск, который превратился в «неразбериху», но он с подозрением относится к использованию искусственного интеллекта в поиске, потому что «в нем нет чувства реальности».

Джарвис также призвал новостные агентства заключать сделки с титанами в области искусственного интеллекта, чтобы предоставлять достоверную актуальную информацию, заявив, что «здесь есть возможность для нашей отрасли».

«Если у вас есть уникальная и заслуживающая доверия авторитетная информация, вы можете извлечь выгоду», — сообщил он репортеру AFP.

Тем временем, по словам Джеффа Раговина, исполнительного директора Semasio, рекламная индустрия может потерять миллиарды долларов.

Его компания специализируется на использовании семантики для улучшения таргетинга рекламы.

— Для компаний, зависящих от поисковых рейтингов, неопределенность, связанная с обзором ИИ, вызывает тревогу, — пожаловался Раговин.

По словам консультанта Media Growth Partners Дэвида Клинча (David Clinch), доходы Google зависят от рекламы, поэтому вряд ли компания подорвет эту часть своего бизнеса, чтобы выиграть гонку с ИИ против Microsoft и OpenAI.

«Они должны использовать рекламу», — настаивал Клинч. «В противном случае, они создают ИИ только для того, чтобы покончить с собой».

Google опровергла предположение о том, что взаимодействие с ИИ в стиле ChatGPT может повлиять на ее бизнес, заявив, что, по ее данным, люди чаще используют поиск и более удовлетворены результатами при использовании обзора.

Симптоматично, что 16 мая отмечался месячный прогон нейросети от поисковой системы «Яндекс» под названием «Нейро».

Трудно сказать, как ее оценили журналисты, так как журналистов в России давно уже нет.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *