Многими экспертами признается, что мировой IT сектор переживает не лучшие времена. Ведущие технологические компании, включая Google, Microsoft сокращают штаты своих сотрудников. Шаткость экономики отмечается в Германии и Китае.
Так, результаты хозяйственной деятельности компании Vodafone показали, что выручка за год по март выросла всего на 0,3% и составила 45,7 млрд евро. Скорректированная прибыль снизилась до 14,7 млрд евро, что ниже прогнозов самой компании, из-за высоких цен на энергоносители и слабых показателей в Германии, ее крупнейшем рынке.
Руководство Vodafone не скрывает, что в этом финансовом году свободный денежный поток составит около 3,3 млрд евро по сравнению с 4,8 млрд евро за год до конца марта.
Соответственно, в течение трех лет эта известная телекоммуникационная компания намерена сократить 11 000 рабочих мест.
Сокращение рабочих мест повлияет на штаб-квартиру фирмы в Великобритании и операции в других странах, говорится в заявлении Vodafone (VOD VOD).
Ее акции упали более чем на 4% в Лондоне.
Согласно последнему годовому отчету Vodafone, в компании работает 104 000 человек по всему миру. Помимо Соединенного Королевства, это крупный поставщик мобильных сетей в Германии, Испании, Италии и некоторых частях Африки.
Однако наиболее синтетический показатель кризисных явлений в мировой экономии фиксируется, через поведение фрахтовых ставок в индустрии мирового торгового флота.
За второй квартал ключевой ценовой ориентир в этой отрасли снизился почти на 50%.
Последние данные индекса судоходства Xeneta (XSI®) показали снижение глобальных тарифов на долгосрочные перевозки на 9,4%.
Вслед за обвалом на 27,5% в мае и падением на 10,3% в апреле, только за последние три месяца ставки по контрактам снизились на 47,2% от своего значения и на 51,7% в течение 2023 года.
Данные Xeneta в режиме реального времени, полученные из краудсорсинга от ведущих мировых грузоотправителей, показывают падение цен на действующие долгосрочные контракты по всем ключевым торговым коридорам.
Равномерное снижение в настоящее время привело к тому, что XSI® опустился до 23-месячного минимума, и, как отмечает генеральный директор Xeneta Патрик Берглунд, надежды на изменение ситуации в отрасли мало.
Он отмечает:
Падение с пиков прошлого года было почти таким же драматичным, как и взрыв тарифов, который обеспечил перевозчикам такой прибыльный 2022 год. Эти более высокие показатели сейчас кажутся далеким воспоминанием, в то время как 2023 год становится довольно сложным. Падение контрактных цен на XSI® почти на 50% всего за три месяца является весьма необычным явлением.
Более того, при сохраняющемся слабом спросе, сохраняющейся макроэкономической и геополитической неопределенности и растущем избытке производственных мощностей трудно понять, как отрасль может переломить эту текущую тенденцию — по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Данные Xeneta демонстрируют пример того, что «чем они больше, тем тяжелее падают», с огромным снижением за год по сегодняшний день в основных контейнерных коридорах.
Показатель дальневосточного экспорта, ключевое звено в глобальной цепочке поставок, по словам Берглунда, резко снизился с декабря 2022 года, потеряв 65,3% своей стоимости.
Между тем, субиндекс импорта в США снизился на 56,3% за год, в то время как ориентир европейского импорта снизился на 46,2%.
Противоположный показатель европейского экспорта оказался лишь немного лучше, снизившись на 38,3%.
— Если мы проанализируем эти основные цифры и посмотрим на отдельные сделки, то увидим несколько заметных изменений в fortune за первые шесть месяцев этого года”, — жалуется Берглунд.
— Например, поставки из Китая в Северную Европу и с Западного побережья Индии и из Пакистана в Северную Европу — это две сделки, общий объем которых снизился более чем на 70% с конца прошлого года. Поставки Тайваня в Средиземноморье и Тайваня в Северную Европу также резко упали с высот 2022 года, с падением на 65,5% к 2023 году по сегодняшний день, — мрачно констатирует он.
“На самом деле очень мало ярких моментов, единственным исключением в этом месяце является торговый маршрут от Восточного побережья Южной Америки до Китая, который вырос на 11% в месячном исчислении. Едва ли этого достаточно, чтобы вселить надежду в кого-либо из сообщества перевозчиков”.
Тревожным звонком за ближайшее будущее мировой экономики являются выводы Xeneta, проведенные на основе глубокого анализа.
Он фиксирует снижение всех контрольных показателей импорта и экспорта по всем регионам.
В Европе субиндекс импорта достиг 24-месячного минимума, упав на 9,4% с мая, в то время как показатель экспорта снижается третий месяц подряд, снизившись на 5,1%.
XSI® для экспорта на Дальний Восток потерял в июне 13,9% своей стоимости и сейчас упал на 69,5% по сравнению с прошлогодним пиком.
В региональной торговле импортом в обратном направлении наблюдался более умеренный спад: падение составило 6,7% в июне и 35,4% за год до настоящего времени.
Аналогичная ситуация продолжается и с субиндексами США: индекс импорта упал на 11%, что привело к его 18-месячному минимуму. Показатель обратного вывоза зафиксировал падение на 4,3%.
— Остается только гадать, чем все это закончится, — делает неутешительный вывод Берглунд.
“Если мы посмотрим на объемы, то есть некоторые цифры, которые предполагают, что все может быть не так плохо, как кажется на первый взгляд – экспорт контейнеров из США фактически увеличился за первые четыре месяца этого года на 1,8% в годовом исчислении, в то время как спрос на контейнерные перевозки в Европу «всего лишь» снизился на 1,1% за тот же период. Но опять же, эти цифры следует рассматривать на более широком фоне снижения мирового спроса, уменьшения загруженности портов и увеличения пропускной способности – всех факторов, которые оказывают понижательное давление на ставки. Хотя, возможно, более показательным является недавнее изменение ключевого дальневосточного экспортного индекса XSI®. Здесь мы видим однозначное снижение по сравнению с предыдущим месяцем с февраля по апрель, ускорившееся до двузначного снижения за последние два месяца. Это явный признак ослабления спроса на основных западных рынках и тревожное предзнаменование для основных игроков в этом быстро развивающемся сегменте перевозок”.
В целом, насколько можно судить, стагнации экономики не наблюдается только в США, даже с непрекращающимся ростом задолженности их госдолга.