Гигантские природные ресурсы России не находят должного выражения на столе. Люди не могут взять в толк, как при колоссальных биоресурсах, доставшихся нам заботой предков в морях, реках и озерах, выбор рыбопродукции, цена и качество оставлют желать много лучшего. Даже смешно сравнивать состояние рыбной отрасли российского Дальнего Востока с положением дел в Японии или в Южной Корее. И все же, некоторые примеры эффективного хозяйствования имеются.

Рекордные показатели добычи минтая и сельди в 2019 году показали 14 судов Русской Рыбопромышленной Компании, возглавляемой Виктором Литвиненко.
По итогам 2019 года добыто и переработано более 260 000 тонн минтая, что на 7 % превышает аналогичный показатель предыдущего года. Хорошие показатели по сельди — 40 000 тысяч тонн и скумбрии — 20 000 тонн.
Всего же РРПК располагает правами на добычу более 300 000 тонн рыбы, включая треску и лемонему, хотя более 80% объема добычи составляет вылов минтая.
В состав Русской рыбопромышленной компании входят крупные дальневосточные рыбодобывающие компании: ТУРНИФ (Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота), «Интрарос», «Востокрыбпром», «Совгаваньрыба», оперирующие в основном в Беринговом и Охотском морях. Рыболовецкий флот Русской рыбопромышленной компании состоит из 13 крупнотоннажных траулеров и двух транспортных рефрижераторов, а штаб квартира РРПК с недавних пор располагается во Владивостоке, где и уплачиваются основные налоги и осуществляется оперативное управление судами компании.
Конкретно, в центре столицы Приморского края был открыт кадровый офис, через который который за год прошли 17 000 претендентов на работу, при потребности в плавсоставе компании — 1 500 человек.
Людей привлекают заработки, когда матрос в летний период получает более 200 000 рублей в месяц.
Обновляется флот компании. На стапелях Адмиралтейских верфей ведется строительство двух супертраулеров из десяти запланированных. Первый корпус собран на 90 %, второй – на 55%. Общая готовность судов – около 40% и 30%, соответственно.
В 2021 году оба судна выйдут на промысел.
В компании добиваются максимального передела сырья. Так, траулеры, задействованные в летнем промысле минтая, выпускают филе минтая глубокой заморозки в расфасовке по килограмму. Это позволяет насытить внутренний рынок качественной и доступной по цене продукцией, например под брендом Nordeco.
Компания поставляет филе минтая также в страны Евросоюза, а тушку минтая потребителям из АТР.
Не исключено, что заработать удастся и на продаже полуфабрикатов — рыбного фарша сурими, востребованного на азиатских рынках.
Подытожим, можно сказать, что кто умеет — делает, кто не умеет — учит.
Предполагается, что объем потребления рыбы в 2020 году в России возрастет до 4,7-4,8 млн тонн, при текущем потреблении 4 млн тонн, или 80% рыбы российского производства. Сейчас — это 68%.
Между тем, по оценкам Росрыболовства, в 2020 году дефицит в производстве рыбы может составить 500-600 тыс. тонн за счет изношенности рыболовецкого флота.
Развитие аквакультур могло бы поправить ситуацию. Нынешние 100 000 -150 000 тонн рыбопродукции, получаемые от разведения в специализированных хозяйствах — капля в море.
В этих обстоятельствах необходимо снять административные барьеры и дать возможность свободно дышать бизнесу.
Нет уверенности, что в 2020 году это будет сделано.
А жаль. Тем более, что есть пример удачной работы Русской Рыбопромышленной Компании.