18.03.2025

Бизнес надеется, что Эрдоган вернет Путина в зерновую сделку

Всех интересует возобновление зерновой сделки, а следовательно готовность выполнить условия, поставленные Владимиром Путиным и озвученные замглавы МИД России Михаилом Галузиным.

Любая альтернатива традиционному экспорту зерна через украинские глубоководные порты чревата неподъемными издержками

«Наша позиция остается прежней — сначала решение системных задач: переподключение Россельхозбанка к SWIFT, возобновление поставок запчастей, налаживание транспортной логистики и страхования, восстановление доступа российских компаний к своим зарубежным активам. После этого — рассмотрение возможности возобновления черноморской инициативы и только в соответствии с заявленными гуманитарными целями», — передает слова Галузина ТАСС.

Москва вышла из зерновой сделки 17 июля, полностью закрыв морской гуманитарный коридор в северо-западной акватории Черного моря.

При этом, Владимир Путин отметил, что благодаря прекращению зерновой инициативы и росту цен на мировом рынке, Россия получит больше, а частью доходов поделится с беднейшими странами.

В свою очередь, беднейшие страны дали понять, что в подачках не нуждаются и хотели бы покупать продовольствие в стабильных условиях.

Между тем, ничто не указывает на готовность Украины, ЕС и США выполнять условия, выдвинутые президентом РФ.

Единственно, источники сообщили Reuters, что у Европейской комиссии нет срочных денег в бюджете и нет четкого способа помочь профинансировать дополнительные транспортные расходы, с которыми столкнется украинский экспорт зерна в связи с окончанием черноморской сделки.

После того, как Россия отказалась от заключенной под эгидой ООН сделки по поставкам зерна в Черное море, которая позволила украинским грузовым судам, груженным зерновыми, масличными культурами и пшеницей, безопасно проходить на мировые рынки., Киеву, одному из крупнейших в мире экспортеров зерна, теперь придется почти полностью полагаться на дорогостоящие маршруты через Европейский союз.

При этом самая оптимальная, альтернативная артерия, река Дунай, едва ли изменит ситуацию, особенно после атаки ВКС России на размещенную здесь украинскую портовую зерновую инфраструктуру.

По оценкам Международного валютного фонда, в результате мировые цены на зерно вырастут на 10-15%.

В письме от 21 июля, с которым ознакомилось агентство Reuters, министерство сельского хозяйства Украины обратилось к главе торговой палаты ЕС Валдису Домбровскису с просьбой о предоставлении Еврокомиссии финансовой помощи для покрытия дополнительных транспортных расходов, связанных с использованием альтернативных маршрутов ЕС, известных как “Полосы солидарности”.

По оценкам Украины, дополнительные расходы составят 30-40 долларов за тонну.

На этой неделе комиссар ЕС по сельскому хозяйству Януш Войцеховский заявил, что Россия могла бы выиграть, подорвав позиции Украины, если бы ЕС не помог снизить издержки.

Однако, по словам источников, четкого пути нет.

“Мы пока не нашли решения для поддержки перевозок зерна. Люди ломают головы с прошлого года”, — пожаловался источник, знакомый с ходом обсуждений в Комиссии.

“Уже было приложено много усилий для упрощения системы”.

В письме также содержалась просьба о расширении маршрутов солидарности на 1-1,5 миллиона тонн в месяц за счет “зеленых коридоров”, в том числе к Адриатическому морю, странам Балтии, Германии и Нидерландам.

Зерновой коридор проходит по экономному маршруту и позволяет оперировать с крупным тоннажем

Один дипломатический источник пожаловался, что денег очень не хватает, и значительные средства могут поступить только после среднесрочного пересмотра бюджета, на который может уйти еще несколько месяцев, даже учитывая, что осенний сбор кукурузы не за горами.

Представитель Комиссии подтвердил получение письма и отметил, что «на текущий момент мы оцениваем такие запросы и ответим в надлежащее время».

Одной из проблем является временный запрет на импорт украинского зерна в пять соседних стран ЕС. Пять штатов настаивают на продлении действия соглашения после 15 сентября.

Польша категорически против допуска украинского зерна на свой рынок и заявила, что добивается гибкого соглашения о запрете.

Эти страны получили от Комиссии некоторые компенсационные средства для своих фермеров, которые сильно пострадали от внезапного притока дополнительного зерна за последний год.

Однако, по словам второго дипломатического источника, противодействие растет, поскольку некоторые государства не видят смысла в оплате дополнительных транспортных расходов из-за этого запрета.

Еще до прекращения Россией зерновой сделки, власти ЕС приостановили действие тарифов и создали полосы солидарности в мае прошлого года, а Комиссия совместно с другими кредиторами выделила один миллиард евро, которые все еще не освоены для устранения логистических проблем и сокращения некоторых расходов.

Что касается прямой компенсации расходов на транспорт, то Комиссия не уверена, чем может помочь.

“У нас нет инструментов, и кому вы даете эти деньги? Есть также конкурс вопросов … В обязанности Комиссии не входит обеспечение (транспортного) страхования. Государства могут дать гарантии, но окончательных обсуждений нет”, — добавил источник, знакомый с обсуждениями Комиссии, имея в виду дополнительные расходы, понесенные из-за риска войны.

За последний год Украина перевезла 60% своего экспорта по маршрутам Солидарности и 40% — через Черное море благодаря этой сделке.

Из объема, перевозимого через соседние страны ЕС, около двух третей перемещается по дельте реки Дунай, в основном через Румынию, которая также является наиболее эффективным и дешевым коридором.

После того, как в прошедший понедельник ВКС РФ разбомбили несколько украинских портов и элеваторов на Дунае, ослабли надежды ЕС увеличить объем перевозок по маршрутам солидарности примерно с 3 миллионов тонн в месяц до 5-5,5 миллионов тонн в месяц к концу года, при этом на Дунай приходится до 4 миллионов.

“Мы все еще оцениваем риски и ущерб”, — сообщил тот же источник.

Другим вариантом, продвигаемым Литвой, был бы Балтийский коридор, но он предполагает два изменения ширины железнодорожной колеи, что приводит к еще большим затратам.

В общей сложности около 45,5 млн тонн украинского сельскохозяйственного экспорта, из которых 41 млн приходилось на зерно, было перевезено через ЕС и Молдову в период с мая 2022 по июнь этого года.

Тем ни менее, никакой альтернативы загрузки черноморских портов Украины для экспорта зерна не просматривается.

Бизнес связывает надежды с Эрдоганом, который пообещал вернуть Путина к участию в зерновой сделки.

Как работает зерновая сделка здесь.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *