Ведущая российская танкерная группа «Совкомфлот» (SCF), вынужденная работать в условиях санкций, передала десятки судов новой управляющей компании, базирующейся в Дубае, с целью увеличить объем торговли через эту структуру на фоне растущего давления со стороны финансовых ограничений.
SFC, флот которой насчитывает около 80 судов, включая танкеры с сырой нефтью, нефтепродуктами и сжиженным природным газом, в течение прошлого года приходилось сталкиваться с ограничениями, в частности, на капитальные вложения, со стороны Великобритании, США и Европейского союза.
По этим же причинам, компании пришлось перенести свои зарубежные операции с Кипра в Дубай и, согласно данным общедоступной базы морской информации Equasis, с июля 2023 года передать 45 танкеров базирующейся в Дубае компании SCF MGMT FZCO.
В то же время, по информации Equasis, некоторые суда сохранили отдельные службы управления с Sun Ship Management, которая имеет мандат от Евросоюза и Великобритании.
Однако в мае этого года, власти Соединенного Королевства пожаловались на то, что Sun Ship Management является организацией, связанной с «Совкомфлотом» и «поддерживающей Россию в обходе или подрыве последствий Западных санкций».
При этом, суда SCF не заходили в порты ЕС или Великобритании, начиная с ранней весны 2022 года, и все деловые связи с клиентами в этих юрисдикциях были прекращены.
Однако, в феврале 2023 года, дополнительные ограничения были введены в отношении Sun Ship Management, как одной из дочерних компаний «Совкомфлота».
«Основанная еще в 2012 году, SUN Ship Management (D) Ltd продолжает управлять большим количеством судов SCF и остается важным членом группы», — не отрицают в «Совкомфлоте».
В то же время, руководство SCF не комментирует информацию о новой дубайской структуре нефтяных танкеров SCF MGMT FZCO.
“В настоящее время в рамках усилий по внутренней реорганизации компания распределяет свой флот между различными группами технического надзора в зависимости от географии торговли, портфеля клиентов, возраста судов и перевозимых товаров”, — сообщили Reuters из офиса судоходной компании.
«Это соответствует историческому режиму работы SCF с несколькими техническими менеджерами, работающими под соответствующими признанными брендами».
В SCF уверены, что каждый из них внес свой вклад в «безопасность и качество работы флота».
Трейдер, занимающийся торговлей российской нефтью, считает, что передача судов под управление в Дубай «может помочь облегчить проблемы с получением услуг в международных портах, бункеровкой и другими финансовыми операциями для новой компании, хотя вряд ли это будет долгосрочным решением».
Россия все чаще обращается к танкерному тоннажу серого флота, эксплуатируемым недавно созданными компаниями, стремящимися обеспечить транспортировку, хотя Москва не отказывается и от улсуг перевозчика «Совкомфлот».
“SCF по-прежнему стремится стать крупным международным судоходным игроком в мире, где на нее не распространяются санкции», — считает другой источник, связанный с продажами российской нефти.
Эксперты сходятся во мнении, что новая управляющая компания в Дубае вынуждена стала частью усилий по разделению SCF и других организаций, на которые были наложены связанные с санкциями ограничения.
«Российские танкеры не могут получить запасные части для двигателей, поскольку Западные производители двигателей ушли, и они сталкиваются с еще большими трудностями, подобными этой», — пояснил один из источников в Западной судоходной отрасли.
Например, финская Wartsila, ведущий производитель судовых двигателей, оказалась в числе компаний, приостановивших бизнес с Россией в прошлом году.
И это – очень серьёзно.
Положение компании «Совкомфлот» может ухудшиться, если Россия, как предостерегают англичане, начнет наносить удары по гражданскому судоходству в Черном море, установив морские мины на подходах к портам Украины.