Среди скептиков принято считать, что ученые нагнетают проблему с потеплением климата. Между тем, мир находится на пути к тому, чтобы стать на 1,8 градуса теплее, чем сейчас.
Впрочем, прогнозируемое потепление в будущем может снизиться на полградуса, если страны активно включаться в борьбу с парниковым эффектом, как они неоднократно обещали.
Но этого все равно будет недостаточно, чтобы обуздать худшие последствия потепления, такие как более сильная жара, лесные пожары, штормы и засухи.
Об этом сообщается в докладе Организации Объединенных Наций, представленном в минувший четверг.
При любом сценарии, кроме «самого оптимистичного», предполагающего наибольшее сокращение сжигания ископаемого топлива, вероятность сдерживания потепления таким образом, чтобы оно оставалось в пределах согласованного на международном уровне предела, «была бы практически равна нулю», говорится в ежегодном отчете Программы ООН по окружающей среде о сокращении выбросов.
Цель, поставленная в Парижском соглашении 2015 года, состоит в том, чтобы ограничить антропогенное потепление до 1,5 градусов по Цельсию с доиндустриальных времен.
В отчете говорится, что с середины 1 800-х годов температура в мире уже повысилась на 1,3 градуса по Цельсию, по сравнению с предыдущими оценками в 1,1 или 1,2 градуса, поскольку это учитывает рекордную жару прошлого года.
Вместо этого, по сравнению с доиндустриальными временами, температура в мире приближается к отметке в 3,1 градуса по Цельсию.
Потепление должно быть ограничено 2,6 градусами по Цельсию, говорится в докладе.
В этом сценарии сверхжестких сокращений, при котором чистые выбросы углерода в атмосферу в странах будут нулевыми после середины столетия, вероятность сохранения потепления на уровне 1,5 градусов или ниже составляет 23%.
Гораздо более вероятно, что даже при таком оптимистичном сценарии потепление сохранится на 1,9 градуса выше уровня доиндустриальных времен, сообщается в докладе.
— Основной посыл заключается в том, что действия прямо сейчас и непосредственно здесь, до 2030 года, имеют решающее значение, если мы хотим снизить температуру до 1.5, — пояснила главный редактор доклада Энн Олхофф, экономист и главный консультант по климату в Копенгагенском климатическом центре ЮНЕП.
По мнению директора ЮНЕП Ингер Андерсен, без быстрого и резкого сокращения выбросов «в невиданных ранее масштабах и темпами», «цель в 1,5 градуса по Цельсию скоро будет достигнута, и (менее строгая парижская цель), которая составляет значительно ниже 2 градусов по Цельсию, займет свое место в отделении интенсивной терапии».
Олхофф сказал, что Земля движется по траектории, по которой примерно в 2029 году произойдет падение до 1,5 градуса.
— Медленная победа — это то же самое, что проигрыш, когда речь заходит об изменении климата, — считает автор Нейл Грант из Climate Analytics.
«И поэтому я думаю, что мы рискуем потерять десятилетие».
Проблема в том, что несмотря на то, что страны обязались принять меры по борьбе с изменением климата в своих целях, представленных в рамках Парижского соглашения, существует большой разрыв между тем, что они обещали сделать, и тем, что они делают, основываясь на своей реальной политике.
По этой причине, 20 богатейших стран мира, на долю которых приходится 77% выбросов углекислого газа в атмосферу, не достигают заявленных целей по сокращению выбросов, и только 11 из них выполняют свои индивидуальные задачи.
Далее в отчете отмечается, что сокращение выбросов, достаточное для того, чтобы ограничить потепление до целевого уровня в 1,5 градуса, более чем возможно с технической и экономической точек зрения.
К сожалению, они просто не предлагаются и не осуществляются.
Отчет «показывает, что правительства в очередной раз, как лунатики, движутся к климатическому хаосу», — жалуется климатолог Билл Хэйр, генеральный директор Climate Analytics, который не участвовал в подготовке отчета.
Другой сторонний ученый, Йохан Рокстрем, директор Потсдамского института исследований воздействия на климат, нашел в отчете подтверждение своим худшим опасениям:
Мы не добиваемся прогресса и сейчас движемся по траектории в 3,1 градуса, что при практически нулевой неопределенности является путем к катастрофе.
Как 3,1 градуса, так и 2,6 градуса, согласно расчетам, на одну десятую градуса Цельсия теплее, чем в прошлогодней версии доклада ООН, что, по мнению экспертов, находится в пределах неопределенности.
По словам Джона Стермана из Массачусетского технологического института, который моделирует различные сценарии потепления на основе выбросов и политики стран, «у нас на год меньше времени, чтобы сократить выбросы и избежать климатической катастрофы».
— Катастрофа — это сильное слово, и я не употребляю его легкомысленно, — подчеркнул он, сославшись на последний доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата, в котором говорится, что потепление на 3 градуса приведет к серьезному и необратимому ущербу.
В докладе основное внимание уделяется так называемому разрыву в выбросах.
В нем подсчитывается, сколько миллиардов тонн парниковых газов — в основном углекислого газа и метана — может выбрасывать мир, сохраняя температуру ниже 1,5 градуса, 1,8 градуса и 2 градусов тепла с доиндустриальных времен.
Затем он подсчитывает, насколько необходимо сократить ежегодные выбросы к 2030 году, чтобы сохранить их на прежнем уровне.
Таким образом, чтобы сохранить повышение температуры на уровне 1,5 градуса или ниже, мир должен сократить выбросы на 42 процента, а чтобы сохранить температуру на уровне 2 градусов или ниже, сокращение должно составить 28 процентов.
Такие цифры приводятся в докладе под алармистским названием «Больше никакого горячего воздуха»… пожалуйста!».
В 2023 году в мире было выброшено 57,1 миллиарда метрических тонн парниковых газов, говорится в докладе. Это составляет 1 810 метрических тонн газов, задерживающих тепло, в секунду.
«Существует прямая связь между увеличением выбросов и все более частыми и интенсивными климатическими катастрофами», — заявил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антонио Гутерриш в видеообращении, опубликованном вместе с докладом.
«Мы играем с огнем, но тянуть время больше нельзя. У нас мало времени».
В борьбе против потепления климата морская индустрия несколько отстает в достижении поставленных до 2050 года целей декарбонизации.
Хотя заслуживает одобрения инициатива правительства ФРГ, которое реализует национальный план действий по экологичному судоходству, направленный на увеличение инвестиций, связанных с переходом немецкой промышленности на возобновляемую и морскую энергетику.
На симпозиуме по судоходству с нулевым уровнем выбросов, прошедшем в этом году в Германии был представлен прогресс в реализации отдельных финансовых проектов с акцентом на технологии защиты климата в области альтернативных судовых двигательных установок и видов топлива.
Он включает в себя широкий спектр технологических решений на пути к транспортировке грузов с нулевым уровнем выбросов, которые поддерживаются программами финансирования BMDV и BMWK.
Кроме того, внимание привлекли проектные инициативы и концепции создания зеленых транспортных коридоров в качестве плавучих лабораторий реального мира на первоначальных модельных маршрутах для климатически нейтрального судоходства.
В целом зеленые морские коридоры являются ключевым направлением деятельности в Национальном плане действий по экологичному судоходству (NAPS), который разрабатывается с мая 2024 года при участии широкого круга заинтересованных сторон на море и призван служить дорожной картой для климатически нейтрального судоходства в Германии.
Зеленые коридоры относятся к международным модельным маршрутам, на которых впервые апробируется использование климатически нейтральных технологий. В рамках процесса разработки NAPS компания NOW GmbH отслеживает различные проектные инициативы от имени BMDV, чтобы на их основе определить меры по внедрению NAPS и оказать им поддержку в планировании и реализации.
BMDV и BMWK уже поддерживают судоходство на пути к достижению цели по нулевому выбросу вредных веществ с помощью различных программ финансирования:
Финансируя программы устойчивой модернизации судов прибрежного плавания и судов внутреннего плавания, BMDV поддерживает инвестиции в различные технологии для модернизации флота на обоих рынках морских перевозок, тем самым способствуя борьбе с загрязнением воздуха и защите климата.
В дополнение к этому, BMDV поддерживает использование инновационных технологий для обеспечения экологически чистого бортового электропитания и мобильного берегового электроснабжения морских судов и судов внутреннего плавания в рамках программы финансирования BordstromTech.
В рамках Национальной инновационной программы «Технология водорода и топливных элементов» (NIP) BMDV оказывает особую поддержку разработке и демонстрации топливных элементов – как для использования во внутреннем, так и в морском судоходстве.
Программа морских исследований BMWK поддерживает исследования, разработку и демонстрацию технологий защиты климата для судоходства в рамках приоритетного финансирования “zeroGHG – Klimaneutrales Schiff” (судно, нейтральное к климату).