Из-за санкций коллективного Запада, российская компания «Совкомфлот» попала в затруднительное положение, столкнувшись с необходимостью в срок до 15 мая, когда заканчивается льготный период для разрыва текущих контрактов, погасить свои долги перед кредиторами.

Речь идет о долгах в размере 2,1 миллиарда долларов США, состоящих из краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов.
Понятно, что в этих обстоятельствах, единственно приемлемым решением стало немедленная продажа судов.
В прошлом месяце компания опубликовала заявление в отношении двух непогашенных выпусков еврооблигаций на общую сумму 928 миллионов долларов со сроками погашения в 2023 и 2028 годах, при этом ясно давая понять о своем намерении выполнить свои финансовые обязательства, несмотря на санкционные ограничения, ограничивающие ее способность производить платежи.
Подобная позиция заметно расходится с подходом, которого придерживаются российские компании в авиационном секторе, где более 400 самолетов, арендованных за рубежом, были присвоены российским государством.
Последовавшая судебная тяжба привела к тому, что лизинговые компании предъявили претензии, которые, по данным Fitch Ratings, могут превысить 10 миллиардов долларов.
Вместе с тем, следует учитывать, что возможности для продажи судов значительно более ограничены, чем для самолетов.
«Совкомфлот» вынуждена учитывать вероятный среднесрочный спрос на свои активы в связи с международными санкциями, которые серьезно ограничили возможности компании в коммерческих операциях флота.
Необходимо иметь ясное понимание того, сколько судов потребуется для работы в рамках режима санкций в обозримом будущем.
Показателен пример Ирана.
Когда в 2012 году экспорт сырой нефти из Ирана был впервые санкционирован, его танкерный флот, работающий под флагом National Iranian Tanker Co, имел такую же уважаемую репутацию на рынке.
Но флот NITC в основном простаивал большую часть последнего десятилетия в промежутках между случайными незаконными операциями, нарушающими санкции.
Независимо от того, будут ли в конечном итоге сняты иранские санкции, при среднем возрасте 17 лет и 35% флота старше 20 лет суда NITC столкнутся с серьезными ограничениями, если они когда-либо вернутся на открытый фрахтовый рынок.
Руководство «Совкомфлота» вряд ли захочет рисковать подобным долгосрочным спадом, и финансисты предположили, что, продав суда сейчас, но сохранив прочные отношения с банками и фрахтователями, потенциальная прибыль все еще может быть возможной несмотря на то, что все пять международных клубов P&I, которые до сих пор страховали тоннаж «Совкомфлота», либо расторгли свои контракты, либо находятся в процессе этого.
Британские клубы West of England, North и UK Club публично подтвердили этот шаг, а норвежские компании Gard и Skuld официально отказываются от комментариев прессе.
Ожидается, что это событие серьезно ограничит деятельность «Совкомфлота», поскольку покрытие P&I рассматривается в судоходных кругах как «билет на ведение бизнеса».
Возможно, «Ингосстрах» может попытаться восполнить этот пробел за счет дополнительной поддержки со стороны правительства Мишустина.
Пока же, P&I клубы по-прежнему заключают контракты с другими владельцами, занимающимися экспортом российской нефти, которые остаются законными сделками, хотя могут прерваться в случае новых санкций.
Как бы то ни было, российская судоходная компания «Совкомфлот» продала полтора десятка судов покупателям на Ближнем Востоке и в Азии. В их число вошли пять нефтеналивных танкеров и четыре газовоза.
Продолжаются переговоры с китайской компанией China Merchants Group о продаже дополнительных судов.
Собственный и зафрахтованный флот, включая суда совместных предприятий, насчитывает 133 судна общим дедвейтом более 11,6 млн тонн.
И теперь до трети принадлежащего «Совкомфлоту» флота выставлено на продажу. Как ожидается, по меньшей мере 40 из 121 судна, которыми непосредственно владеет «Совкомфлот», могут быть проданы покупателям из Дубая и Китая.