Дефицит офицерского состава в мировом торговом флоте достиг рекордно высокого уровня и вряд ли уменьшится в ближайшее время, провоцирует рост расходов на укомплектование плавсостава.
Аналитики консалтинговой компании Drewry уверены, что разрыв в доступности офицеров к 2023 году увеличился до дефицита, равного примерно 9% от глобального пула, по сравнению с 5%-ным дефицитом в прошлом году и самым высоким уровнем с тех пор, как компания впервые начала анализировать рынок моряков торгового флота 17 лет назад.
Согласно последнему исследованию, прогнозируется аналогичный уровень нехватки моряков командного состава на 2023-2028 годы.
При этом, эксперты исходят от динамики поступления новых моряков.
“Хотя эти уровни дефицита основаны на количестве судов вместе с предположениями об уровне укомплектования экипажа и поэтому в основном теоретические, они ясно указывают на то, что рынок труда моряков стал особенно напряженным, что имеет важные последствия для найма и удержания персонала, а также для расходов на укомплектование”, — отмечается в докладе Drewry.
Помимо негативных последствий эпидемии коронавируса, которая оказала значительное влияние на подготовку экипажей, а также на общую привлекательность работы на море, СВО Владимира Путина в Украине также вызвала дополнительные проблемы с поставкой моряков на суда коммерческого флота.
Если принять во внимание стремительный рост мирового флота вспомогательных судов, задействованных в осуществлении различных энергетических проектов, проблема нехватки квалифицированных моряков имеет перспективу усугубиться.
“Работодатели ищут альтернативные источники предложения, чтобы восполнить этот пробел, и заработная плата также начала демонстрировать большую волатильность”, — отмечает глава отдела исследований персонала Drewry Ретт Харрис.
“В то время как в таких секторах, как контейнерные перевозки и морские суда снабжения, уже наблюдается рост ставок заработной платы из-за сильных сторон этих секторов, мы ожидаем, что стоимость заработной платы увеличится и для других типов судов”.
В отчете, который охватывает оценки затрат на моряков, тенденции и условия найма на 38 типах судов в химическом, контейнерном, навалочном, генеральном грузоперевозках, сжиженном газе, СПГ, оффшорном секторе, нефтяных танкерах, рефрижераторах и RoRo, подчеркивается важность благополучия при удержании сотрудников.
При этом, ставки заработной платы растут с каждым днем.
“Такие «мелочи», как хорошие каналы связи с семьями дома, комфортные условия на борту и благоприятная рабочая среда, приобретают все большее значение”.
Неслучайно поэтому, на последнем форуме руководителей морских компаний в Сингапуре Марк О’Нил, президент Columbia Shipmanagement, заявил, что судоходству необходимо внедрить “правильное” управление человеческими ресурсами.
“Мы говорим о экипаже и отделах кадров, но это устарело”, — отметил он, призвав отрасль лучше идентифицировать себя с экипажем, что в какой-то степени произошло в период пандемии коронавируса.
О’Нил назвал жизненно важными улучшение коммуникации и детальное, обнадеживающее планирование карьеры.
Что касается экипажа, то оплата труда и пакеты услуг нуждаются в пересмотре, с поправкой на то, что у многих моряков нет пенсионных программ или медицинского страхования, добавил О’Нил.
Между тем, тревога, отмечаемая морским сообществом по поводу дефицита плавсостава, как-то не вяжется с общемировой практикой взимания с моряков подфлажников денег за трудоустройство.
Видимо, справедливо вести речь о дефиците действительно квалифицированных, первоклассных офицерах.
Но таковых всегда и везде будет не хватать.
Для российских моряков подфлажников технических специальностей, испытывающих проблемы с уходом в рейс, существует опция устройства на береговую работу в странах ЕС и в Великобритании.