27.04.2025

Новый зерновой коридор остается узким для широкого экспорта украинского продовольствия

Планы Украины по созданию временного черноморского торгового коридора получили поддержку с оборотом шести коммерческих судов, но эксперты сомневаются в способности обеспечивать экспорт грузов на должном уровне.

В последние дни вторая волна сухогрузов достигла черноморских портов Украины, осуществив навигацию через проход, установленный военно-морскими силами Украины после срыва сделки с Россией при посредничестве ООН в июле.

Александр Кубраков, министр по делам общин, территорий и развития инфраструктуры Украины, написал на платформе социальных сетей X, что три сухогруза Azara, Ying Hao 01 и Eneida вывезли 127 000 тонн сельскохозяйственной продукции и железной руды покупателям в Китае, Египте и Испании.

Прибытие судов последовало за успешной погрузкой и отправлением двух других судов в порту Черноморск на прошлой неделе, которые в совокупности погрузили в общей сложности 20 000 тонн украинской пшеницы, предназначенной для Египта и Азии.

Это событие подчеркивает эволюцию киевского Черноморского коридора, который охватывает побережья Украины, Румынии и Болгарии и первоначально был создан в августе для содействия безопасному возвращению судов, застрявших в украинских портах, а именно в Черноморске, Одессе и Южном, с начала 2022 года.

Вместе с тем, для коммерческого флота, желающего пересечь Черное море по пути в порты Украины, сохраняются значительные опасности. И, по мнению аналитиков, объемы экспорта Украины в рамках этой инициативы, вероятно, будут ограничены в ближайшие месяцы.

“Это никоим образом не один и тот же вид деятельности с точки зрения объема грузов и частоты заходов”, — считает Фредерик Денефле, президент Международного союза морского страхования (IUMI), ссылаясь на предыдущее соглашение по черноморскому зерну.

“Очень немногие судовладельцы готовы воспользоваться новым коридором”, — поясняет он.

Таким образом, страхование грузов, тоннажа и благополучия членов экипажей остается ключевым камнем преткновения для судовых операторов, которые в настоящее время не могут обеспечить военное прикрытие для рейсов по Черному морю.

На это указывают страховщики, отмечая также трудности при найме экипажей, желающих отправиться в зону боевых действий.

По словам Денефле, хотя Россия вряд ли пойдет на риск дипломатического инцидента, обстреляв грузовое судно, он отмечает, что несчастные случаи возможны и портозаходы сопряжены со значительными коммерческими рисками, учитывая стремление Москвы уничтожить украинскую черноморскую инфраструктуру.

“Если местные структуры не в состоянии выполнить согласованные работы в соответствии с вашим контрактным планом… тогда у вас есть проблема. Ваше судно может застрять за пределами порта на несколько дней или недель из-за опасений подвергнуться бомбардировке.”

25 сентября ВКС России предприняли очередную атаку  на Одессу, обстреляв Черноморский порт беспилотниками и ракетами, что, как сообщается, нанесло значительный ущерб зернохранилищам и самому порту.

В то же время, сохраняется надежда, что Украина и Россия смогут возобновить свою черноморскую зерновую сделку к концу года.

В соответствии с предыдущей зерновой сделкой, более 1 000 судов с продовольствием покинули порты Украины в течение 12 месяцев: в среднем около 20 судов в неделю.

Таким образом, по данным ЕС, по состоянию на июль 2023 года в рамках Черноморской зерновой инициативы было экспортировано почти 33 миллиона тонн зерна и продуктов питания.

Тан Албайрак, юрист юридической фирмы Reed Smith, ожидает заключения нового соглашения между Россией и Украиной в “ближайшие месяцы”.

— Дело в том, что ни Россия, ни Запад не довольны текущей ситуацией, поскольку Украина в настоящее время не может увеличить экспорт пшеницы, а Россия исключена из мировой финансовой системы, — утверждает Албайрак.

“Было бы неудивительно, если бы предложения ООН отвечали хотя бы некоторым требованиям России, таким как предоставление Российскому сельскохозяйственному банку доступа к системе Swift”, — заключает он.

Когда Москва вышла из соглашения по Черному морю в июле, Министерство иностранных дел России заявило, что рассмотрит возможность восстановления сделки только в том случае, если Западные правительства выведут российские удобрения и продовольствие из-под санкций, утверждая, что такому экспорту по-прежнему препятствуют платежи, проблемы со страховкой и логистикой.

В свое очередь, потоки украинского зерна вызвали политическую напряженность в ЕС, поскольку Украина нарастила экспорт продовольствия по суше – через пять основных рынков Восточной Европы – из-за сокращения экспорта из Черного моря.

Ранее в этом месяце Киев подал жалобу во Всемирную торговую организацию против Венгрии, Польши и Словакии после того, как они запретили импорт украинского зерна и других продуктов питания из-за опасений, что низкие цены нанесут ущерб их фермерам. С тех пор Словакия и Украина нашли решение и согласовали систему лицензирования торговли зерном.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *