После массового ухода иностранных компаний и остановки их российских автозаводов производство сократилось втрое до минимума с распада Советского Союза: было выпущено всего 450 000 легковых автомобилей. Из-за проблем с комплектующими на несколько месяцев вставал даже «АвтоВАЗ», лишь завод китайской Haval продолжал бесперебойно собирать небольшие партии.

В 2023 г. производство выросло до 537000, а в ткущем году может составить 675 000 — вдвое меньше, чем до начала СВО Владимира Путина в Украине.
Восстановление автопрома происходит почти исключительно за счет сборки китайских моделей, которые, как правило, носят придуманные в России названия.
При этом, развивать, локализовать производство в России китайские автостроители не намерены.
Они предпочитают продавать в России готовые автомобили и если инвестировать деньги, то в другие страны.
Согласно этой стратегии, мировой лидер по производству автомобилей, китайская BYD, в июне запустила в Узбекистане завод по производству электромобилей.
На первом этапе предприятие, в которое китайский автоконцерн инвестировал $160 млн, будет выпускать 50 000 автомобилей в год, а в перспективе его мощность планируется довести до 500 000, а инвестиции — до $500 млн.
Учитывая, что годовые продажи новых автомобилей в Узбекистане не превышают 400 000 автомобилей в год, BYD делает ставку на экспорт автомобилей, в том числе в Россию.
Между тем, в Европе, для этой компании складывается неоднозначная ситуация.
Европейский союз ввел дополнительные временные пошлины в размере до 38% на китайские электромобили.
Решение последовало после того, как стало известно, что китайские автопроизводители получают существенную государственную поддержку, нарушая правила конкуренции.
Впрочем, европейцы поздно проснулись: Китай давно разработал целенаправленную промышленную стратегию по развитию своего сектора электромобилей, вкладывая огромные государственные средства в отечественные компании, а также в НИОКР.
Из официальных источников следует, что в период с 2014 по конец 2022 года китайское правительство потратило более 200 миллиардов юаней (28 миллиардов долларов США) только на субсидии и налоговые льготы, доступные при покупке электромобилей.
Такой подход позволил китайским фирмам получить решающее преимущество в гонке за более дешевыми и эффективными электромобилями перед ведущими европейскими автопроизводителями.
Экспансии китайских электромобилей также способствовал растущий внутренний спрос.
По данным исследовательской компании Rystad Energy, из всех новых электромобилей, проданных по всему миру в декабре 2023 года, 69 процентов пришлось на Китай.
И экспорт продолжает расти.
По информации Atlantic Council, продажи электромобилей в Китае за рубежом в 2023 году выросли на 70%, достигнув 34,1 миллиарда долларов США.
При этом, почти 40% объема пришлось на Европейский союз, крупнейшего получателя китайских электромобилей.
Эксперты Европейской ассоциации автопроизводителей также подтверждают, что доля электромобилей китайского производства на европейском рынке за последние три года выросла с примерно трех процентов до более чем 20 процентов.
При этом, вышеназванная китайская BYD, объявила о рекордной годовой прибыли за 2023 год.
Руководство BYD намерено войти в пятерку крупнейших автомобильных компаний Европы.
И для этого есть основания, так как в 2023 году компания стала первым автопроизводителем, суммарно превысившим пятимиллионный рубеж по выпуску гибридов и полностью электрических транспортных средств, что позволило ей стать «ведущим мировым производителем новых энергетических транспортных средств».
По данным государственных СМИ, среди других ведущих китайских производителей электромобилей, экспортирующих свою продукцию в Европу, — SAIC, MG Motor и Polestar, принадлежащие Volvo и ее китайской материнской компании Geely.
После того, как китайские автопроизводители разгулялись по европейскому буфету, руководство ЕС пришел к выводу, что китайцы в полной мере извлекли выгоду из «несправедливого субсидирования, которое создает угрозу экономического ущерба» для европейских автопроизводителей.
По этой причине, Евросоюз ввел временные пошлины в размере от 20 до 38 процентов в дополнение к текущему 10-процентному тарифу на китайские электромобили.
Весь тарифный пакет вступит в силу в ноябре сроком на пять лет.
Решение ЕС затрагивает все электромобили китайского производства, Tesla Model 3, электрический Mini и Volvo EX40 также входят в число транспортных средств, на которые будут наложены более высокие пошлины.
Представитель Tesla подтвердил, что цены на Model 3 — третье место по продажам электромобилей в Европе — должны вырасти «в краткосрочной перспективе».
Несмотря на протекционизм, китайские производители электромобилей Nio и XPeng сообщили AFP, что у них нет планов уходить с европейского рынка.