На основании приказа украинских ВМС от 4 августа 2023 года, а также решений Государственной службы морского и речного транспорта Украины, в настоящее время действует Положение, согласно которому акватории российских портов в Анапе, Новороссийске, Геленджике, Туапсе, Сочи и на Тамани объявлены зоной «военной угрозы». Предупреждение действует до последующего уведомления.
Между тем, застрельщиком черноморской блокады выступила Москва, так как в начале августа Минобороны объявило о запрете движения надводных и подводных судов, а также летательных аппаратов в Керченском проливе в дневное время.
Исключение было сделано для кораблей ФСБ и Росгвардии и отдельных судов, которые в дневное время будут двигаться «по фарватерам и рекомендованным путям».
До этой даты Владимир Путин объявил всю акваторию Черного моря зоной риска, предупредив, что все суда и корабли, включая коммерческие, направляющиеся в порты Украины, будут рассматриваться, как законные военные цели.
В ответ, чуть позже, 20 июля Министерство обороны Украины отреагировало симметрично, объявив, что все суда, следующие в акватории Черного моря в направлении морских портов Российской Федерации, могут рассматриваться Киевом как перевозящие грузы военного назначения со всеми соответствующими рисками.
Далее Киев решил не бросать слов на ветер и вечером 4 августа в результате атаки ВСУ в Керченском проливе получил повреждения российский танкер «Сиг», на борту которого находились 11 человек.
Экологической катастрофы в зоне Керченского пролива не последовал исключительно по причине того, что танкер находился на якорной стоянке в балласте, то есть без груза.
Этот удар стал второй морской атакой с участием беспилотников за сутки.
В это же время в порту Новороссийска был поврежден БДК «Оленегорский горняк».
Что это за аппараты, способные затерроризировать Черноморский флот РФ, насчитывающий не менее 70 кораблей и судов различного назначения?!
Судя по видео, украинские беспилотники довольно маленькие, сравнимые по размерам с небольшой лодкой или гидроциклом, движущихся в полупогруженном состоянии.
Низкий профиль затрудняет их обнаружение, а максимальная скорость до 80 км/час осложняет ведение прицельной стрельбы по ним уже в зоне видимости морского, дистанционно управляемого глиссера.
К числу преимуществ морских дронов следует отнести невысокую стоимость по сравнению с баллистическими ракетами: $250 000 против $2.5 млн. Технология может быть полностью автономной или управляться человеком-оператором. Они могут быть развернуты быстро и без необходимости комплектования квалифицированного экипажа.
Украинские морские беспилотники, как правило, предварительно запрограммированы на дальние цели и запускаются до того, как ими управляет человек.
Затем технология становится оружием «камикадзе», поскольку ее боекомплект взрывчатки (250-450 кг) детонирует вблизи цели.
Таким образом, морские беспилотники являются недорогой альтернативой обычным военным кораблям, на постройку которых могут уйти месяцы или годы и которые стоят миллионы долларов, тем более что большая часть крошечного украинского военно-морского флота была уничтожена гораздо более крупным российским флотом в начале СВО Владимира Путина.
Эксперты отмечают, что с прошлого года дальность боевых вылетов украинских морских беспилотников увеличилась до 1 000 км, что позволяет Киеву держать под прицелом большую часть акватории Черного моря.
Каков будет ответ Москвы? Время покажет.
Хотя, его не так уж и много, как у Путина, так и у его генералов.