В минувшую пятницу руководство датского логистического гиганта Maersk заявило о принятии решения приостановить операции на стандартных океанских маршрутах через Суэц и частично Панамский канал.

Чашу терпения переполнила выходка йеменских хуситов, обстрелявших контейнеровоз Maersk Gibraltar, следовавший из Салалы, Оман, в Джидду, Саудовская Аравия.
И хотя экипаж, судно и груз не пострадали, аналогичные инциденты, происшедшие за последний месяц оканчивались более драматически.
Руководство Maersk выпустило циркуляр, предписывающий капитанам всех ее судов, направляющихся через Баб-эль-Мандебский пролив, «приостановить свои рейсы до дальнейшего уведомления».
Между тем, 20-мильный отрезок между Йеменом и Джибути является ключевым торговым маршрутом, обеспечивающий доступ к Суэцкому каналу.
И все же, компания Maersk приостановила движение по жизненно важному морскому пути «до дальнейшего уведомления».
Это решение последовало за ракетными ударами из контролируемого повстанцами Йемена, которые поразили в минувшую пятницу два судна под флагом Либерии в проливе.
В целом, поддерживаемые Ираном боевики-хуситы в Йемене в последние дни активизировали нападения в ответ на конфликт между Израилем и ХАМАСом.
Марко Форджионе, генеральный директор Института экспорта и международной торговли, жалуется, что «происходящее осложняет и без того трудное время для глобальных цепочек поставок».
— Нападения на суда в Суэце и его окрестностях, которые привели к этому шагу, произошли одновременно с серьезными задержками судоходства через Панамский канал из-за засухи. Теперь все внимание будет приковано к другим судоходным фирмам, чтобы увидеть, последуют ли они примеру компании Maersk, — заявил он.
— Компоненты, сырьевые товары, топливо и продовольствие – «рекой текут» через Суэц. Задержки поставок означают, что британцы могут столкнуться с нехваткой мяса из Таиланда, орехов из Вьетнама или масла из Папуа — Новой Гвинеи. Критически важные продукты не попадут в пункты назначения к Рождеству, — пояснил причину своего беспокойства Марко Форджионе.
Его опасения тут же подтвердились.

Другая контейнерная линия — немецкая Hapag Lloyd, которая управляет одним из двух судов, пострадавших в минувшую пятницу, заявила, что также рассмотрит вопрос о приостановке своей деятельности в свете недавних нападений.
— Hapag-Lloyd предпримет дополнительные меры для обеспечения безопасности наших экипажей, — сообщил прессе ее представитель, отказавшись от дальнейших комментариев.
По словам очевидцев, были выпущены две баллистические ракеты, одна из которых попала в немецкий контейнеровоз Al Jasrah, вызвав пожар, над тушением которого работал экипаж.
Второе судно, пострадавшее в минувшую пятницу, было идентифицировано, как принадлежащий Швейцарии MSC Palatium III, контейнеровоз, следовавший на Север примерно в 23 милях к юго-западу от Мохи.
Британская морская охранная фирма Ambrey подтвердила, что контейнеровозу MSC Alanya под флагом Либерии было приказано изменить курс, отвернув от берегов Йемена, из-за активности хуситов.
Капитан MSC Alanya был предупрежден хуситами не следовать на Север, и процитировал их обращение к экипажу:
Капитан, вам не разрешается следовать в Красное море. Немедленно измените курс на южную сторону.
Представитель компании отметил, что «известно, что у Hapag-Lloyd есть офисы в израильских портах Ашдод, Хайфа и в Тель-Авиве».
Подобное же предупреждение получил от хуситов и капитан MSC Palatium III.

Решение приостановить операции, принятое двумя крупнейшими перевозчиками, может иметь разрушительные последствия для мировой торговли, так как почти 10% всей нефти, перевозимой морем, проходит через Баб-эль-Мандебский пролив.
Всего через пролив ежегодно проходит товаров на сумму в один триллион долларов США.
В качестве альтернативы остаются более протяженные и дорогие маршруты.
Например, до того, как в Суэцком канале были проведены дноуглубительные работы, судам приходилось огибать Южную Африку, чтобы доставлять грузы между Европой и Азией.
Специальный посланник США по Йемену Тим Лендеркинг заявил в минувший четверг, что Вашингтон ожидает создания «как можно более широкой» морской коалиции, призванной защитить судоходство в Красном море и конкретно от хуситов.
Оригинал статьи здесь.