Теневые поставки российской нефти давно находятся в поле зрения международных наблюдателей. Так, Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), неправительственной организации, базирующейся в Хельсинки, установил, что Дубай является операционным хабом для теневых операций с российской нефтью.
Согласно анализу экспертов CREA, из действующих в настоящее время теневых танкеров, перевозящих российскую сырую нефть в обход санкций и ограничения цен на нефть, 41% зарегистрированы в Объединенных Арабских Эмиратах.
На Индию приходится 12%, а на Вьетнам, Гонконг и Китай по 8% серого тоннажа, соответственно.
Между тем, “существует не много свидетельств того, что операции с теневым флотом координируемый сверху», — отмечается в отчете.
Сообщается, что российская судоходная компания «Совкомфлот» контролирует 30% действующих «теневых» танкеров, но остальными управляет неортодоксальная группа оппортунистических игроков».
В отчете также рассматривается, сколько времени требуется танкерам, чтобы добраться до места назначения для экспорта за 19 месяцев, прошедших с начала войны с Украиной.
В год, предшествовавший СВО Владимира Путина, среднее время доставки российской сырой нефти из портов Балтийского моря потребителям составляло 13 дней.
После вторжения этот срок увеличился до 40 дней.
Согласно данным CREA, с момента введения санкций среднее время, необходимое для транспортировки нефти из этих портов в пункты назначения по всему миру, составило 38 дней.
Увеличилось также время, необходимое для транспортировки грузов из российских портов на Черном море.
До начала СВО Владимира Путина, на транспортировку нефти, отправляющейся из российских черноморских портов, уходило в среднем 15 дней. Сейчас – 30, а в среднем 25 дней.
На Тихоокеанском побережье, на Дальнем Востоке России, верно обратное: средняя продолжительность сокращается с 20 до 14 дней.
Впоследствии, с момента введения санкций в отношении сырой нефти до июля 2023 года, средняя продолжительность рейса составляла 15 дней при отправлении из тихоокеанских портов России.
Представив свое исследования, эксперты CREA призывают к новым или более строгим санкционным мерам, включая ограничения на продажу танкеров. Задача — помешать России, ее союзникам и связанным с ними трейдерам приобретать старые танкеры, используемые для обхода ограничения, а также продвигать идею внесения в черный список судов по их номерам IMO, которые принадлежат или управляются компаниями, подпадающими под санкции.
“Лицам/организациям, причастным к нарушению санкций, должно быть отказано в коммерческих отношениях в странах, которые являются союзниками Украины”, — предлагает CREA.
Эта организация также призвала к бессрочному запрету морских перевозок для судов, используемых для транспортировки российской нефти без соблюдения предельных цен.
Действующий 90-дневный запрет, запрещающий судам пользоваться морскими услугами ЕС после нарушения санкций, оценивается CREA “слишком слабым”.
С учетом роста цен и высокой продовольственной инфляции, наблюдаемых по всему миру, едва ли предложения CREA будут реализованы в предлагаемом объеме.
Хотя, новых санкций против морской активности РФ не следует исключать.