Когда дело касается ядерных отходов, все хотят быть от них подальше. По этой причине понятна тревога жителей небольшого военного городка Северный, расположенного на берегу пролива Маточкина, омывающего северные и южные острова Новой Земли.
Именно сюда на прошлой неделе пришло транспортное судно с игривым названием «Россита», ранее вышедшее из Гремихи, закрытой базы подводных лодок, дислоцированной на востоке Кольского полуострова.
В России городок Северный особенно хорошо известен экологам, так как в этом населенном пункте расположен комплекс, обслуживающий испытания ядерного оружия, предположительно, глубоко под землей в вечной мерзлоте.
24 октября 1990 года здесь последний раз фиксировался реальный взрыв ядерной боеголовки.
Другое дело — “Россита”.
Это судно было построено в Италии на деньги итальянских налогоплательщиков специально для оказания России помощи в вывозе отработанного ядерного топлива с обветшалого хранилища в Андреевой Губе, что на берегу Литса-фьорда и всего в 60 км от границы с Норвегией.
На момент распада Советского Союза там хранилось около 21 000 отработавших топливных элементов с подводных лодок времен холодной войны.
Вклад Италии являлся частью более масштабного международного сотрудничества по оказанию помощи России в обеспечении безопасной сохранности смертоносных высокорадиоактивных отходов, в котором также принимали участие Норвегия, Соединенное Королевство и Швеция.
“Россита” курсировала между бухтой Андреева и «Атомфлотом» в Мурманске.
Оттуда контейнеры с топливными элементами отправлялись по железной дороге на перерабатывающий завод «Маяк» в направлении к северу от Челябинска.
Однако, с началом СВО Владимира Путина в Украине в феврале 2022 года, Западные партнеры прекратили сотрудничество с Москвой в области обращения с ядерными отходами и за последние 19 месяцев не наблюдалось соответствующей активности в бухте Андреева.
Известно лишь, что две самые мощные атомные подводные лодки Северного флота, “Северодвинск” и “Казань” класса «Ясень», пришвартованы через залив к пирсам в Нерпиче, входящим в состав военно-морской базы Западная Лица.
Фредерик Хауге из норвежского фонда «Беллона» не исключает, что России, возможно, придется перевозить ядерные отходы на арктический архипелаг Новая Земля.
— Что мы точно знаем, так это то, что “Россита” специально разработана для перевозки контейнеров ТУК-18, модифицированных для хранения поврежденного отработавшего ядерного топлива, — утверждает он.
При этом, по его мнению, большая часть оставшихся урановых топливных элементов в Андреевой Губе повреждена и представляет особые проблемы при обращении с ними.
По этой причине перерабатывающий завод «Маяк» на Урале отказался принимать их.
«Таким образом, есть все основания следить за тем, что сейчас происходит на Новой Земле”, — отмечает Хауге.
Возглавляема им команда экспертов в Осло и Вильнюсе, сейчас анализирует всю доступную информацию, чтобы понять, что происходит.
— Неделю назад флагманский ледокол “Севморпуть” компании «Росатом» отправился на Новую Землю. Нам также сообщили, что в Северном и рядом с туннелями, предназначенными для испытаний ядерного оружия, наблюдалась производственная активность, — сообщил Хауге в телефонном интервью Barents Observer.
«Остается открытым вопрос – действительно ли Россия доставляет опасные ядерные отходы на Новую Землю для длительного хранения в вечной мерзлоте?».
Вероятно, стоит добавить, что 2 ноября 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).